Вы здесь
Главная > Все новости > Тайна за стеклянной дверью: школьные музеи

Тайна за стеклянной дверью: школьные музеи

Каждый день все мы проходим мимо двери нашего школьного музея. Большинство из нас было там хотя бы раз за годы учёбы, и многие без труда вспомнят самые яркие его экспонаты, у каждого из которых своя уникальная история. Но знаем ли мы историю места, учащему нас такой простой, но важной мудрости: “Хлеб – всему голова”?
Наталья Владимировна Байкова, директор музея, не только с удовольствием проводит экскурсии по его экспозициям, но и рассказывает о том, как идея создать музей впервые прозвучала в нашей школе.
Он был создан ещё в 1983 году. Задумка открыть музей, главной целью которого было бы уважение к хлебу, принадлежит первому директору школы, заслуженному учителю Смирновой Маргарите Владимировне. Никто не остался равнодушным к этому предложению: и учителя, и дети, и их родителя работали над его созданием. Это был коллективный труд, поэтому музей получился очень добрым и принимающим многих гостей с теплотой.
На его создание ушло около года. Ученики и преподаватели сами собирали материал, ездили по деревням и искали предметы, связанные с хлебной тематикой и трудом хлеборобов. Многие бабушки и дедушки учащихся передавали в музей свои хлебные карточки, потому что одна из главных частей экспозиции посвящена Великой Отечественной войне: блокаде Ленинграда и блокадному хлебу. Его образцы выпекало Министерство пищевой промышленности именно по тому рецепту, который использовали с 1941 по 1944 год.
Экспозиция музея рассказывает не только о производстве хлеба, но и о людях труда, о героях нашей страны. Сейчас она состоит из пятидесяти экспонатов. Самым ценным Наталья Владимировна считает экспонат с солдатского поля под Сталинградом – это пучок сухой травы, военная каска, осколок и сноп, который был собран только в 1985 году, через сорок лет после окончания Великой Отечественной войны. Земля не давала урожая долгое время, потому что была нашпигована останками боевой техники и полита кровью солдат. Очень долго пришлось возделывать поле, чтобы оно отдохнуло и смогло давать урожай. И только в 1985 году писатель М.Н.Алексеев привёз в музей сноп с поля, где он воевал. Эта история напоминает нам о том, что в каждой крошке содержится память о людях, погибших в годы войны, и каждая эта крошка бесценна, поэтому её следует беречь.
С посещения музея начинается знакомство со школой всех первоклассников. Но в него приходят и учащиеся других параллелей, а старшеклассники даже иногда проводят экскурсии для учеников начальной школы. С недавних пор посетителями становятся и обучающиеся детских садов. Дети эмоционально реагируют на экспонаты музея и с радостью отвечают на все вопросы. Во время экскурсии они отгадывают загадки, вспоминают пословицы и поговорки. Одна из первых, приходящих на ум, конечно, пословица “Хлеб – всему голова”.

Именно она является основной мыслью и названием музея.
Многие посетители пишут отзывы, где выражают благодарность за то, что был создан музей, который воспитывает в детях бережливость и аккуратность. И действительно, если раньше хлеб можно было видеть буквально везде в нашей школе: на лестницах, в коридорах, порой булочкой могли даже играть в футбол, то сейчас это изжило себя.
Среди посетителей музея не только ученики нашей школы. Все школы района Лианозово уже побывали в нём. Приезжали посмотреть на экспозицию, посвященную хлебу, делегации из разных стран Европы и даже Азии. Все они просили какую-то частицу музея, которую могли бы увезти с собой. Были и известные посетители. Среди них герои социалистического труда К.А.Борин и В.М.Чердинцев; писатель М.Н.Алексеев; поэты Ю.П.Воронов, С.В.Викулов, Р.И.Рождественский, А.Д.Дементьев; актеры В.И.Коршунов, Инна и Тамара Макаровы, В.С.Золотухин, С.А.Светличная, В.С.Ивашов и многие другие.
Наталья Владимировна с нежностью говорит о музее: “Я являюсь продолжателем дела Смирновой Маргариты Владимировны, очень уважаемого учителя и человека, и мне хочется передать частицу тепла, заботы о хлебе, доброго и бережного отношения к нему всем нашим ученикам. Тема, который посвящен наш музей остаётся актуальной и в наши дни. Пока я в этой школе, я занимаюсь этим музеем, и для меня это не в тягость, а только в удовольствие!”

Top