Вы здесь
Главная > Все новости > В погоне за (американской) мечтой

В погоне за (американской) мечтой

Учиться за границей –  реальность или фантастика? Как выиграть грант на обучение? Какие круги ада необходимо пройти? О своем опыте нам рассказала Олеся Сергеевна Таран, учитель английского языка.

Давно ли в Вас сидела мысль о том, чтобы уехать учиться в другую страну?

Мысль об учебе за границей, в частности в США, появилась в моей голове очень-очень много лет назад. Я с детства любила рассматривать открытки, связанные с Америкой, смотреть американские фильмы и несколько лет назад подумала: «А почему бы мне, как молодому учителю английского языка, не попробовать себя в какой-то из программ, позволяющих не только обучаться за границей, но и обучать?». Это и подвело меня к осуществлению мечты.

Существует несколько программ, разыгрывающих гранты на обучение. Расскажите Вашу историю. Какую программу выбрали Вы? Какими были ваши эмоции после того, как узнали, что летите в Штаты?

Все произошло очень спонтанно! Однажды, поздно вечером, сидя за компьютером, я решила посмотреть программы, которые дают возможность молодым учителям английского (25-30 лет) уехать на стажировку за границу. Первым сайтом, который привлек мое внимание, был «Fulbright». Я участвовала в программе «The Fulbright English Teaching Assistant» (ETA), позволявшая не только проходить обучение, но и ассистировать преподавателям кафедры русского языка. Первый этап – это заполнение различных документов и написание эссе. На втором мне нужно было сдать TOEFL [Test of English as a Foreign Language]. Он требует определенной подготовки. Третий – собеседование с организаторами данной программы. На последнем этапе нужно было составить рейтинг колледжей и университетов, где на первом месте – приоритетный для меня. Одним из этих учебных заведений и оказался Колледж Вустера. В апреле я получила email-приглашение от Колледжа Вустера, в котором мне сообщили, что хотели бы видеть меня в роли ассистента кафедры русского языка. Конечно же, первые эмоции – шок от того, что это происходит со мной, и да, это письмо прислано мне не по ошибке. Теперь надо было свыкнуться с тем, что я покидаю Россию на год. Моя семья поддержала меня. Они были очень рады! Я им безумно благодарна за все.

Как Вас встретила Америка? О чем подумали, когда впервые увидели живьем здание колледжа?

Это был мой первый опыт выезда за границу на долгое время, тем более в страну, где никто не говорит на русском. Первое, что меня очень впечатлило – это дружелюбные люди, или, по-английски, supportive. В России мы не всегда наблюдаем такую картину.

Каков процесс обучения? Что входило в ваши обязанности ассистента кафедры?

Студентам по программе нужно выбрать изучение второго языка, помимо основного. Чаще всего выбор делают на первом курсе, чтобы в дальнейшем не думать об этом и брать другие необходимые предметы. Чаще всего выбирают испанский и французский, так как их изучают в школе. Русский язык как предмет выбирали немногие, понимая, что нужно приложить достаточно усилий для получения знаний. Я работала с первым и вторым курсом. В мои обязанности входило проведение уроков, проверка домашнего задания, индивидуальная работа со студентами, которым была необходима помощь в выполнении домашнего задания или в подготовке к контрольной или самостоятельной. Также, я проводила «русский чай», где собирались студенты, интересующиеся русской культурой и традициями. Кроме этого, раз в неделю мы собирались на «русский фильм», где смотрели такие фильмы, как «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Кавказская пленница». Конечно, русский юмор для них непонятен, но нельзя сказать, что им не понравились фильмы. Но мой контракт подразумевал не только, то я ассистент – я еще и студент. Мы обязаны были выбрать курс с американской литературой, что я и сделала в первом семестре. Кроме него я взяла курс французского и продолжила его во втором семестре. Также я ходила на Public Speaking, где студентов учили правильно говорить и вести себя на публике. Я получала большое удовольствие от этого курса, общаясь и выполняя задания со студентами, нежели от курса французского, где мы только выполняли упражнения и беседовали на французском. Мне давалось это довольно трудно. Я начала его учить буквально с нуля. К сожалению, быстро все забыла.

Расскажите о структуре занятий. Сколько они длились? Какую систему оценки использовали? Как проходили зачеты/экзамены?

Занятие длится 50 минут, перерыв – 10 минут. Начало в 8 утра. Ни разу не было такого, чтобы студент опоздал! Большой плюс в том, что учащийся сам выбирает курс и время, в которое ему удобно будет его посещать – в 10 утра или в 11, например. Бывало, что студенты выстраивали свои занятия таким образом, чтобы учиться не пять дней в неделю, а два или три. Они умещали несколько курсов в один день, а остальное время они тратили на написание эссе и чтение литературы. Что касается оценивания, то, выбирая курс, можно сделать пометку «с оцениваем» или «без оценивания». Я брала курсы без оценки, так как большую часть времени я проводила в работе со своими студентами, много времени тратила на подготовку к занятиям. Не хотела упасть в грязь лицом, потому не взяла курсы с оценкой. Любой курс предполагал чтение огромного количества литературы и написание огромного количества эссе. Каждые две недели – самостоятельная работа, тестовые задания или проекты. Это тоже требует немало времени. Говоря про русский язык, мы оценивали студентов лояльно, по пятибалльной шкале. Меня очень поразило то, что студенты не овладели лексикой, которую мы изучали две недели – лексика по теме «одежда», как сейчас помню. Сразу начала вспоминать, как мы в школе заставляем учить слова и потом их спрашиваем. Не зная лексики, ты не построишь предложение, не напишешь письмо, вряд ли поймешь человека, который говорит на этом языке. Поэтому я заставляла студентов учить слова. Затем мы писали диктанты, контрольные работы, выполняли задания, вставляя пропущенные слова.

Студенты слушались? Все Ваши требования выполняли? Если сравнивать с нашими учениками, то кто более ответственен в этом плане?

Студенты все ответственные. Они знают, что обучение стоит больших денег и их главная задача – учиться. Сравнивая их с нашими учащимися, я вижу определенные сходства, но об одном отличии я всегда рассказываю своим ученикам. В Америке учащиеся не знают, что такое списывание. За это они получают строгий выбор. Может дойти даже до исключения из колледжа. Был случай, когда у меня на руках были контрольные работы других учеников, и одна из моих студенток Маша пришла ко мне на индивидуальное занятие для подготовки как раз к этой работе. Она очень переживала за свои результаты, и я предложила посмотреть ей задания наподобие тех, которые могли бы попасться ей на работе. Я тут же беру лист, на что Маша говорит: «Нет-нет! Не показывайте мне это!»- и отворачивается. В тот момент я поняла, насколько у них четко разграничены понятия «списать» и «сделать самому».

Родители контролируют успеваемость своих детей?

Нет, это закрытая информация. В Америке они не имеют права требовать её. Все это проходит через администрацию, которая дает разрешение учителю рассказать об успехах и неудачах его студента родителю. Ещё одно отличие американской системы образования от российской. У нас любой из родителей может напрямую пообщаться с преподавателем в любое удобное для него время.

Как американцы относятся к русским?

Они очень тепло относятся к нам. Был случай в магазине, когда один из моих друзей-американцев, представил меня своему другу: «Это Олеся, она из России». Он опешил, услышав это, и, подходя ко мне, спросил: «Можно я вас потрогаю?». Я отвечаю, что можно. После этого он на весь магазин воскликнул: «Боже, я потрогал русского!». Когда американцы узнавали, что я из России, они были несказанно рады тому, что встретили русского человека на своей земле.

Вам хватало личного времени? Где-то успели побывать помимо Вустера?

В период обучения все мое время было посвящено студентам. Первые каникулы – в начале октября, около недели. Вторые – в День Благодарения, где еще захватывается полнедели на отдых. Зимние каникулы начинаются с 15 декабря и длятся где-то до 16 января включительно. Кроме этого, есть еще каникулы в марте – две недели. Студенты завершают обучение к середине мая. Некоторые даже к началу. За этот непродолжительный период обучения учащиеся успевают выполнить много всего, пройти не один курс, написать кучу эссе, сдать несколько экзаменов. Личного времени хватало. Тратила его на спорт – играла в теннис по вечерам. Также могла потратить время на прогулку по городу. Вустер – маленький, красивый городок. В декабре уехала в Вашингтон на всеобщую конференцию участников программ Fulbright, где мы провели несколько дней. После возвращения с каникул, в январе, я увидела лишь раз снег – в марте, а часа через два все растаяло. Осенние каникулы я решила посвятить Нью-Йорку и Бостону. Декабрь-январь мы провели в Вашингтоне, затем в Мексике, а оттуда мы полетели в Коста-Рику. Рождество мы отметили в Нью-Йорке, посетили Филадельфию. Март я провела в Калифорнии и в Майами. Какие же весенние каникулы без Майами! Это то место, куда слетаются все студенты. Бесконечные пляжные вечеринки – Майами не спит в марте. После я поехала в Сан-Франциско, Лас-Вегас, Сан-Диего и завершал поездку Лос-Анджелес. Незабываемые впечатления от студии Warner Bros., от прогулки по Walk of Fame. Конечно, не обошлось без фотографии на фоне знака «Hollywood».

Муса Мстоян

Top