Вы здесь
Главная > Все новости > Газеточка) > Алгоритмов не существует?

Алгоритмов не существует?

– Такое-то задание вы должны выполнить к такому-то числу.
– А как его делать?
– Как хотите.
– А какие материалы можно использовать?
– Какие хотите.
– А можно образец?
– Нельзя.
– Почему?
– Потому что, если я покажу вам образец, вы все начнёте делать по образцу, а мне нужно, чтобы вы делали по-своему.

Перед вами один из самых частых диалогов, которые происходят между будущими художниками и их преподавателями, и в нём, пожалуй, наилучшим образом раскрывается главное различие между учебными процессами в школе и в институте.

Когда нам впервые сказали, что мы можем сами решать, какими методами нам выполнять задания (будь то рисование натюрморта или проектирование детской книжки-раскладушки), мы, признаться, опешили. То есть, как это? Нет никаких правил, пошаговой инструкции, общепринятого алгоритма? Для нас, первокурсников, вчерашних школьников, это было более, чем удивительно, ведь мы привыкли к тому, что на вопрос: «Как это делать?» всегда есть чёткий ответ. Есть порядок выполнения задания, одинаковый для всех, есть «Дано-вопрос-решение», есть «Вступление-аргументы-позиция автора» и прочее, давно придуманное кем-то за нас – бери и пользуйся, подставляй нужные цифры и слова – и всё, задание выполнено.

В институте не так.

Здесь задания у всех одинаковые, но решения разные. Подход каждого студента индивидуален, я бы даже сказала, уникален. И преподаватели это поощряют. В отличие от некоторых школьных заданий, выполнять которые нужно строго по образцу (иначе учитель может решить, что ты списал, ведь в классе вы делали совсем не так, или, ещё хуже, поставить 0 баллов за критерий К1), в университете делать «по-своему» не только можно, но и нужно.

Поначалу это удивляет и даже смущает. Некоторых, тех, кто слишком привык к образцам и алгоритмам, вгоняет в ступор. Но со временем это проходит. Студенты учатся быть более гибкими, мыслить шире, креативнее. И что

самое главное – не бояться предлагать собственные варианты. В институте за это не ставят двоек. Потому что именно этого и добиваются от студентов преподаватели. Потому что найти верное решение зачастую можно лишь методом проб и ошибок, прибегая к различным методам.

Конечно, можно сказать, что та свобода действий, о которой я говорю, обусловлена спецификой выбранной мной профессии. Не скрою, я тоже об этом задумалась и решила обсудить этот вопрос с таким же студентом-первокурсником, выбравшим другую специальность, кардинально отличающуюся от моей, и была поражена.

Вот что рассказывает Анастасия Лизак об учёбе на первом курсе медицинского ВУЗа:

«– Что такое, по-вашему, медицина? – именно таким вопросом меня однажды застал врасплох преподаватель истории медицины в моем университете. Я никогда не задумывалась над этим всерьёз, мне казалось, всем людям понятно, что медицина – это наука о здоровье, о жизни. Однако оказалось, что это не просто наука, это, прежде всего, искусство.

Вообще, я часто слышу, что хорошим врачом может стать только музыкант. Также не секрет, что известные писатели и поэты преуспевали как в медицине, так и в литературе, например, Михаил Афанасьевич Булгаков или Антон Павлович Чехов. С чем же может быть связано данное явление?

На самом деле, в медицинском университете обучают не только анатомии, физиологии и похожим наукам. К примеру, студенты-медики изучают гуманитарные науки, такие как историю (отечества и медицины), различные языки, правоведение, философию. Помимо этого существует множество кружков, как научных, так и художественных, которые развивают наше мышление, помогают мыслить широко и нестандартно.

Как один из студентов медицинского ВУЗа с уверенностью могу сказать, что нас буквально заставляют развивать навыки нестандартного мышления, интуицию. Существует даже такое понятие, как «клиническое мышление», подразумевающее владение данными навыками. Об этом постоянно напоминают ситуационные задачи, которыми нас “засыпают” преподаватели, кости с различными патологическими образованиями, с помощью которых мы изучаем анатомию. В такие моменты в голову приходит мысль: «А ведь каждый человек индивидуален», и в случае с медициной подобные навыки могут сильно повлиять на лечение, здоровье и дальнейшую судьбу отдельно взятого человека.

В этом плане мы чем-то похожи на студентов художественных ВУЗов, которых также заставляют мыслить широко, уметь просчитывать шаги наперёд. Я уже не говорю про то, насколько сильно пластическим хирургам необходимо уметь думать абстрактно.

К слову, наши знания редко проверяют с помощью тестов, чаще всего это бывают ответы в устной форме, потому что не всегда тесты объективно оценивают знания. И вообще, существует множество других способов оценить знания студента. Например, как рассказывают нам профессора, они сдавали зачёты “втёмную”, когда достаёшь неизвестную тебе кость из мешка случайным образом или когда преподаватель подкидывает её, а ты должен налету сообразить, что это за кость, назвать все её элементы, скажем так.

Вот такими интересными способами обучают в Первом МГМУ имени И. М Сеченова. Всё это, несомненно, помогает развиваться интеллектуально, закаляет, готовит к внештатным ситуациям»

Разумеется, сравнивая школьный и университетский процессы обучения, мы не забывали о том, что существуют задания, для правильного выполнения которых игнорировать правила просто нельзя (такие есть и у нас, просто в меньшем количестве). Мы также помним, чем иногда бывает чревато написание чего-либо «по-своему», ведь не так много времени ещё прошло с тех пор, как мы сами сидели и мучительно вспоминали все связки между аргументами для сочинения по русскому языку или порядок решения квадратного уравнения по алгебре. И всё же мы призываем ребят не стесняться проявлять креативность там, где это возможно, а учителей – поощрять подобные проявления. Ведь чем раньше ученики привыкнут искать и придумывать, а не просто следовать образцу, тем проще им будет в будущем, в мире, где далеко не на все образцы можно положиться и наиболее верным вариантом, как правило, является ваш собственный.

Только человек, свободный от рамок, может действительно овладеть профессией да и просто справляться с различными ситуациями, которые возникают в жизни, ведь они зачастую далеки от типовых задач из учебника. Потому что в жизни нет алгоритмов.

Top