Вы здесь
Главная > Все новости > ФОРМЕННЫЙ (В)ОПРОС – 3

ФОРМЕННЫЙ (В)ОПРОС – 3

Родительский взгляд: нам дома видно все Вопрос о школьной форме внутри редакции из социологического вопроса перешел в исследовательскую фазу, наши журналисты и корреспонденты сами с интересом наблюдали за результатами, азартно высказывали свою точку зрения. Пришла пора выйти с вопросом к родителям. Конечно, получить ответы ото всех родителей – утопия, но проделанная работа впечатляет. Вновь мы использовали разные методы: опрос мам и бабушек, которые с 12 часов терпеливо ожидают своих чад (а иногда приступом берут школу), классные руководители начальной школы по нашей просьбе запустили бумажную анкету, в средней школе и старшей школе проводился опрос через группы классов.

Здесь не было такого единства, как среди детей, зато картина достаточно ясна: в начальной школе родители выступают за школьную форму, лишь единицы говорят о том, что она не нужна. Почти все родители начальной школы отмечают, что главное в нашей жизни – дисциплина, а форма дисциплинирует (некоторые добавляют: и родителей, и детей). Среди интересных мыслей мы отобрали следующие: – Форма мотивирует на улучшение успеваемости (внешний вид обязывает). – Форма – это подготовка к взрослой жизни. – Пятницу можно сделать в стиле casual. Чем старше дети, тем меньше единства. Соотношение сторонников формы стремительно теряет свое преимущество, а к старшей школе уже малая часть высказывается в пользу формы. Тем интереснее мнение родителей, у которых трое и больше детей посещают школу: «Я не против школьной формы, но сейчас это не самое главное для учеников средней и старшей школы. Скорее, это станет очередным протестом, а не сподвигнет для достижений в учебном процессе», еще одна многодетная мама говорит: «Вводить форму нужно с начальной школы, чтобы дети привыкли ходить в том, в чем требует школа. Введение же формы в 10 классе создаст дополнительные проблемы родителям, особенно родителям девочек.

Некоторые ни за что не наденут штаны или юбку фасона, который, на их взгляд, их не украшает или немного устарел. А тот, кто будет утверждать форму, вряд ли разбирается в моде и стиле лучше наших детей». Есть среди родителей старшеклассников группа, которая высказывается в едином ключе: «Я за отсутствие формы, но за введение ограничений типа «деловой стиль» без поблажек». Если родители учеников первых классов говорили о том, что форма концентрирует учащихся на процессе учения и ребенок не комплексует из-за одежды, то у родителей повзрослевших детей мнение противоположное: «Ощущение «школа – второй дом» важно для старшеклассников, которые психологически перегружены. Свободный выбор одежды поможет концентрироваться на учебе, а не на дискомфорте о того, что разонравились школьные брюки». Изучив статистические данные, пришли к следующему результату: родители начальной школы большинством голосов за школьную форму, родители средней и старшей школы раскололись, кому-то – деловой стиль, а кому-то – комфорт, но ясно одно, они против того, чтобы «дети валялись на диване и учились за партой в одних и тех же вещах». и закончить спор о форме хотелось бы, предоставив слово директору школы, с которым побеседовала Кузнецова Анна. Взгляд директора: Солидарен с родителями Отношение к школьной форме у меня неоднозначное. Здесь нужно очень чётко разграничивать понятия школьной формы и делового стиля, и того, где проходит

граница эстетического и нравственного соответствия тому месту, в котором мы находимся. Что касается формы, то она имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительные стороны в том, что форма долгое время сглаживала аспекты социального происхождения, социального статуса семьи ученика. Также практика показывает, что именно форма для учеников начальной школы имеет дисциплинирующий эффект, потому как дети из начальной школы воспринимают форму как новый этап взросления, как некое изменение статуса. Элементы формы, выделяющие определённую школу или класс, дают эффект сплочения, представления детей о коллективе, классе. Позже, в силу подросткового возраста идёт развитие собственного эго, формирование личности, форма становится противоположностью идеям, возникающим у подростка: хочется быть самобытным, “не таким, как все”, а форма здесь имеет обратный эффект. Поэтому, я думаю, что форма была бы интересна для начальной школы, 5-6 классов, дальше форма уже не является таким системообразующим элементом, влияющим на качество обучения. Но стоит выделить отдельные случаи, такие как форма для уроков физической культуры или уроков труда: здесь форма необходима в любом классе. Что касается делового стиля, если мы возьмём наш устав (с которым следует ознакомиться), там довольно ёмко и чётко выделено понятие формы одежды для уроков физической культуры, труда и сказано о деловом стиле одежды. Деловой стиль подразумевает некую культуру внешнего вида, и я считаю, что такой стиль должен быть, так как школа является социальным институтом, и деловой стиль здесь должен

быть нормой, стандартом. Такой стиль подразумевает определённую цветовую гамму, определённый костюм, и я считаю, что это важно. Одежда не должна переходить определённую границу. Также стоит сказать о сменной обуви: многие о ней забывают, но она подчас гораздо важнее любого стиля одежды по немалому количеству причин. Я считаю, что строго унифицированная форма должна быть в начальной школе, а для старшей и средней школы подойдёт деловой стиль одежды, но я готов пойти на компромиссы в виде “джинсовой пятницы” Альтернатива есть! Многие школы вводят не полный комплект формы, а какие-то из его составных. К примеру, в некоторых сегодняшних лицеях можно увидеть учащихся начальной, средней и старшей школы в пиджаках или жилетках разного цвета. В одном из частных заведений ученики завязывают так называемый «галстук пионера» с гербом. Обычные галстуки с логотипом школы также используются. Особой популярностью пользуются джемперы. Нередко школьникам выдают в качестве отличительного знака закатный или вышитый значок с названием школы или его эмблемой.

Top